Образы и идеи литературных произведений Сартра

Роман Сартра «Тошнота» представляет собой образец и символизирует экзистенциалистскую литературу. Роман написан как дневник, которым владел Антуан Рокантен, которые посетил приморский городок и был в библиотеке, где хранился архив французского вельможи конца 18 века – начала 19. Рокантен интересовался жизнью и судьбой маркиза де Рольбона. Но потом приключения маркиза стали неинтересны Рокантену. Он занимается написанием дневника и пытается разобраться в тревожных мыслях, которые у него в голове и ощущениях, которые он испытывает. Он не понимает, в чём он состоит. И ему дано решить, какие описания он будет делать и заниматься исследованием состояния мира, как они даны, преобразованы его, Рокантена, сознанием, а ещё боле сами эти состояния сознания. По смыслу здесь есть схожесть с гуссерлевскими феноменами. Но если Гусерль занимается выделением и описанием феноменов сознания для фиксации их безличных всеобщих структур, то Сартр в духе Ясперса, Хайдеггера, Марселя пользуется описаниями феноменов сознания, чтобы анализировать такие экзистенциальные состояния как одиночество, страх, отчаяние, отвращение и другие, поистине трагические мироощущения личности. Сначала происходит фиксация под единым сартровским экзистенциальным символом. Это тошнота, причем имеется в виду не буквальный смысл, а именно экзистенциальный. В «Тошноте» и других произведениях Сартр испытывает на прочность ценности, которые впитались в европейскую культуру – любовь, а также любовь к ближнему, общение и общительность. Сартр выставляет на свет божий множество скрытых механизмов соперничества, вражды, измены, на которые сторонники романтизации этих отношения не обращают внимания. Пожалуй, наиболее ярко мир общения, как его пытается изобразить Сартр, оставил отпечаток в драматургии. Сартр очень поздно понял, что он драматург. Когда он был в плену, он написал самодеятельному театру пьесу «Мухи». Здесь было воплощение всех основных категорий экзистенциалистской философии – любви-вражды, страха, вины, раскаяния, неизбывности страдания, существования, лишенное Бога. Орест, который убил свою мать, играет в драме Сартра другую роль, чем персонаж у Эсхила. Сартр считает, что Орест является провозвестником сумерек богов и скорого пришествия царства человека. И в этом он прямо отрицал Ореста Эсхила. Тот убил, несмотря на древнее материнское право, но убил потому, что велел божественный оракул и во имя богов, только других, которые были молодыми покровителями государственности, которая возникает.

В данном разделе сайта:





Поддержка сайта: