Ругань Саркози подняла продажи полузабытого французского романа «Принцесса Клевская»

значки «Я читаю «Принцессу Клевскую». Сейчас этот роман Мадам де Лафайет, который стал манифестом против антикризисной политики Саркози, во Франции можно услышать повсюду: в театрах, автобусах, кафе и на центральных площадях – актеры, философы, шоумены, студенты читают по ролям «Клевскую» и отсылают книги в Елисейский дворец с пометкой «для Саркози».
Французы, которые славятся своей общественной и политической активностью, а также обладают хорошей исторической памятью, преподали нынешнему президенту Франции поучительный урок.
Символом нынешнего сугубо политического протеста (во Франции сейчас проходят многочисленные манифестации и акции против антикризисной программы Николя Саркози, в которых участвуют до двух миллионов человек) стали не требования повысить зарплату или, скажем, увеличить пособия по безработице – а... имя известной во Франции писательницы Мадам де Лафайет, чей любовный роман «Принцесса Клевская» был опубликован в 1678 году.
«Этот политический протест, приобретший культурные формы, стал самым удивительным феноменом за последнее время», – отмечает агентство Reuters.
Дело в том, что нынешние протестующие вспомнили одно из неосторожных замечаний Сарко (или, как называют своего президента французы за его тесную связь с шоу-бизнесом, – «Старко») по поводу памятника французской литературы.
Во время одной из своих президентских кампаний в 2006 году Саркози как-то обмолвился, что в юности, будучи студентом, он воспылал ненавистью к роману «Принцесса Клевская» и с грехом пополам, плюясь и брюзжа, дочитал его до конца. При этом он отметил, что не понимает, почему это произведение включено в обязательную учебную программу для подготовки госчиновников.
Дословно: «Только садист или идиот мог внести в учебную программу «Принцессу Клевскую». Не знаю, много ли есть людей, которые интересуются мнением госслужащего о романе Лафайет».
С момента прихода в Елисейский дворец Саркози продолжал изредка публично поругивать эту книгу, которая, по его мнению, не дает никаких практических навыков и не учит самостоятельно мыслить.
Массовые волнения, вызванные неэффективностью антикризисной программы Саркози и выведшие на улицы 2 млн людей, совпали с проведением международного книжного салона в Париже. Во время выставки-ярмарки организаторы устроили акцию в защиту «Клевской»: на стендах продавались значки с надписью «Я читаю «Принцессу Клевскую».
Это, в общем, была довольно типичная по нынешним меркам культурная провокация – но ее организаторы неожиданно, что называется, попали в точку народных ожиданий. За считанные часы, как утверждает пресса, две тысячи значков были раскуплены. Роман Лафайет вмиг стал звездой книжного салона.
Неудивительно, что большинство участников этой акции были студенты. К ним присоединились преподаватели, которые таким образом выразили свое несогласие с правительственной реформой образования, которая, в частности, предусматривала сокращение университетских кадров.
На главных площадках Парижа организуются публичные чтения этой книги: «Клевскую» читают вслух в театрах, кампусах, кафе, транспорте и в символических местах вроде Сорбонны и Пантеона. К преподавателям и студентам подключились и артисты. Например, актер Луи Гаррель декламировал «Клевскую» у подножья Пантеона.
Продажи книги подскочили до невиданных прежде масштабов: «Клевская» стала настоящим бестселлером. Представители книжных издательств и торговых магазинов отмечают ажиотаж и высокий спрос на книгу. Последние добавляют, что в феврале – марте им пришлось запрашивать дополнительный тираж книг из-за высоких продаж. Все экземпляры романа «Принцесса Клевская», представленные на парижском салоне, были раскуплены.
На салоне Саркози припомнили его пренебрежение классической культурой и коверканье великого французского. Одна из участниц выставки-ярмарки Паскаль заметила, что культурный фон эпохи Саркози истончился. «С именами таких правителей, как Франсуа Миттеран и Жак Ширак, у любого француза возникает ассоциация с определенным культурным наследием, чего нельзя сказать о Саркози. В Елисейском дворце культуры больше нет», – заключила она.
Дебаты вокруг «Клевской» и Саркози развернулись и на радиостанциях и в телеэфире. Писатели, философы и общественные деятели обсуждали это явление. В администрацию Елисейского дворца ежедневно присылаются сотни книг Лафайет, адресованных Саркози. Комментировать ситуацию пресс-служба Елисейского дворца отказалась.
Сюжет романа – история о платонической любви женщины во времена правления Генриха III – приобретает еще и некоторую двусмысленность в связи с личной жизнью самого Саркози. Французы заодно припомнили Саркози его нефранцузские корни, его связь с «итальянской дамой», а также тесную дружбу с шоу-бизнесом и олигархами.
Во всей этой интеллектуально-политической баталии победу пока одержала собственно французская литература.
На прошлой неделе издание Télérama опубликовало результаты опроса среди французов по поводу самых любимых книг. Срез общественного мнения показал, что современный французский читатель весьма требовательно относится к литературе и прежде всего языку, выдвинув на первые два места такие серьезные произведения, как «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста и «Улисс» Джеймса Джойса. Стоит отметить, что «Принцесса Клевская», которая в аналогичных рейтингах оставалась где-то на задворках, в этот раз стала третьей, разделив место с Гомером (!).
Безусловно, эти показатели стали результатом реакции на слова президента и стихийной антипрезидентской кампании. Едва ли за всем этим стоит адекватная читательская оценка романа. Зато смело можно утверждать, «Принцессу Клевскую» теперь уж точно не исключат из учебной программы.





Поддержка сайта: