Французские почитатели российского гения

В начале апреля в музее Тургенева в предместье Парижа Буживале состоялась международная филологическая конференция, посвященная теме «Смех Гоголя и смех Тургенева», в которой участвовали ученые из Франции, России и Болгарии. Этой темой ученое сообщество откликнулось на двухвековой юбилей Гоголя. По приглашению создателя и директора музея Александра Яковлевича Звигильского на конференцию прибыла почетный профессор ТвГУ Ирина Вячеславовна Карташова, известный специалист по творчеству Гоголя и Тургенева. Это не первая ее поездка в музей — предыдущий визит состоялся десять лет назад. На этот раз ее доклад касался романтических традиций в юморе Гоголя и Тургенева.

Иван Сергеевич Тургенев прожил во Франции 38 лет и фактически первым открыл французам русскую культуру. Повсюду следуя за сердечной привязанностью всей его жизни — певицей Полиной Виардо, он жил рядом с ней в Париже, в замке Куртавнель ан Бри, в Баден-Бадене, в Лондоне и в конечном счете в Буживале.

Как известно, 25-летний писатель, аристократ и красавец, познакомился с Полиной Виардо в Петербурге во время ее гастролей. Оперная звезда исполняла партию Розины в «Севильском цирюльнике», и молодой человек без памяти влюбился в нее. А незадолго до этого он встретился с ее супругом, в то время директором французской оперы Луи Виардо. Оба страстно увлекались охотой.

У Полины Виардо было четверо детей — три дочери и сын Поль, впоследствии ставший известным скрипачом. Существует легенда, что его отцом был вовсе не Луи Виардо, а Тургенев, — многие находили в их внешности общие черты. По другой версии, Тургенев был отцом одной из дочерей певицы — Клоди, которая очень любила писателя.

Известно, что еще до знакомства с Полиной Виардо, в начале сороковых годов, Тургенев увлекся Татьяной Бакуниной — сестрой знаменитого русского анархиста. Они встречались в имении Бакуниных в Прямухине (ныне в Кувшиновском районе Тверской области), но их роман продолжался недолго. Были в жизни Тургенева и другие увлечения, он даже собирался жениться на своей дальней родственнице О.А. Тургеневой.

Еще в ранней юности в имении матери в Спасском-Лутовинове писатель влюбился в работавшую в усадьбе по вольному найму белошвейку Авдотью Ермолаевну, которая в конце концов подарила ему дочь. Тургенев всю жизнь выплачивал пенсию матери своего ребенка. В восьмилетнем возрасте девочку (Полинетту, как звал ее Тургенев) отправили во Францию, где ее воспитанием занялась Полина Виардо (этот эпизод отражен в романе "Дворянское гнездо" и в повести «Ася»). Дочь жила вместе с Тургеневым в Париже, в доме на улице Дуэ. Интересно, что ее учителем музыки был замечательный французский композитор Жорж Бизе. Впоследствии дочь Тургенева вышла замуж за гражданина Франции.

Но что бы ни происходило, главной женщиной для писателя всегда оставалась Полина Виардо. Именно ей, по его собственному признанию, он был обязан появлением многих своих произведений.

Полина Виардо сделала блестящую карьеру певицы: она стала профессором Парижской консерватории, давала уроки пения в своем доме в Буживале и устраивала музыкальные утренники в салоне. Ее муж Луи Виардо был искусствоведом и испанистом: он является автором коллекции первых путеводителей-справочников «Музеи Европы» и французского перевода «Дон Кихота» Сервантеса. Тургенев помогал ему переводить на французский язык произведения русских писателей, в частности Гоголя, причем свое участие тщательно скрывал.

Усадьба «Ясени» существует с XVIII века. Среди ее владельцев была, в частности, супруга Наполеона Жозефина. В середине XIX века Буживаль стал любимым прибежищем художников-импрессионистов. Семейство Виардо и Тургенев купили дом и десять гектаров парка — в 1874 году. Писатель и дал имению название Ле Френ, то есть «Ясени». Официально поместье принадлежало Полине Виардо, но было куплено на деньги писателя. Спустя год Тургенев выстроил здесь свой дом и поселился рядом с виллой супругов Виардо. Писатель проводил здесь сначала по нескольку месяцев в году, а позднее большую часть времени. Чуть ниже по склону, на котором стоит имение, виднеется вилла Полины Виардо. Вокруг раскинулся парк из вековых деревьев, а само поместье примыкает к лесу. Всего в сотне метров тянется шоссе и шумит городская жизнь.

«Ясени» были настоящим центром духовной жизни Франции, истинным очагом русской культуры, огонь в котором поддерживали Иван Тургенев и его любовь и муза Полина Виардо. Здесь писатель много работал: закончил роман «Новь», написал некоторые из «стихотворений в прозе». Там же, в «Ясенях», Тургенев завершил русский перевод романа «Искушение святого Антония» Гюстава Флобера, которого Тургенев считал своим лучшим другом среди французских писателей, входивших в так называемую знаменитую «группу пяти» (Флобер, Тургенев, Доде, Золя и Гонкур). В Буживале собирался весь цвет французской культуры, самые именитые писатели и композиторы — Гюстав Флобер, Эдмон Гонкур, Золя, Форе, Масне, Сен-Санс, Бизе, Флобер, Доде, Мопассан.

К Тургеневу в гости заезжали многие его соотечественники: одни просто повидаться, другие — с какими-то делами и просьбами, и Тургенев брал на себя все хлопоты обо всех, кто к нему обращался. Здесь, в частности, побывали писатель М.Е. Салтыков-Щедрин, художник В.В. Верещагин и многие другие. За годы жизни в Буживале писатель отправил отсюда почти семьсот писем по русским и французским адресам.

Во внешнем виде дома Тургенева, украшенного деревянной резьбой, удачно соединились швейцарский и русский стили, а в внутри все дышит строгой простотой и комфортом.

На первом этаже дома расположена постоянная выставка, рассказывающая о жизни писателя в России и во Франции. В экспозицию включено немецкое фортепиано, принадлежащее Тургеневу, прижизненные издания его произведений, картины известных художников.

На втором этаже восстановлен рабочий кабинет писателя. Отсюда открывался вид на Сену и ее берега с цветущими садами и кокетливыми дачками. Около окна в кабинете помещался мольберт (вторая дочь госпожи Виардо, Клоди, занималась живописью). По обыкновению Тургенев изредка выходил из кабинета лишь ко второму завтраку, зато к трем часам дня все обитатели поместья собирались в его рабочем кабинете. Читали вслух, занимались рукоделием и живописью, много шутили и смеялись. Обычно писатель просматривал корреспонденцию, а когда был в хорошем расположении духа, подшучивал над пристрастием дочерей Полины Виардо к чувствительным романам. Вся молодая женская половина семьи Виардо в шутку называла его Тургель.

Здесь, в «Ясенях», писатель прожил свои последние годы и здесь же умер в 1883 году от рака позвоночника. Уже тяжелобольной, он по-французски продиктовал Полине Виардо очерк "Пожар на море", а за месяц до смерти — рассказ "Конец", в котором как бы предрек ожидающие Россию социальные потрясения.

Полина Виардо оставалась рядом с больным до самого конца. Писатель умирал мучительно, она ухаживала за ним, но уколы морфия снимали боли, ставшие невыносимыми, лишь на время. 1883 год оказался, наверное, самым тяжелым в ее жизни: 5 мая умер муж, Луи Виардо, а 3 сентября не стало Тургенева. Он ушел из жизни с медальоном на груди, на одной стороне которого были его инициалы, а на другой — портрет Виардо. Сейчас этот медальон едва ли не главная реликвия, хранящаяся в музее.

Когда Тургенев умер, певица устроила в Париже траурное прощание с писателем. Сначала состоялось его отпевание в русской православной церкви на улице Дарю, а после Виардо организовала церемонию прощания на Северном вокзале Парижа. Проводить в последний путь Тургенева пришли многие известные французские и российские литераторы, деятели искусства. До сих пор остается загадкой, почему Полина Виардо отказалась сопровождать тело писателя в Россию, — вместо себя она отправила в Петербург свою дочь Клоди и ее мужа Жоржа Шамеро. Очевидно, певица понимала, что отсутствие официального статуса может поставить ее в неловкое положение во время похорон.

У истоков музея И.С.Тургенева стоит французский ученый-филолог русского происхождения, поклонник и популяризатор творческого наследия знаменитого русского писателя Александр Звигильский. Впервые он посетил «Ясени» в 1956 году. Ученый тогда преподавал в Сорбонне и готовил диссертацию о русском критике и писателе В.П. Боткине. В начале 60-х годов Звигильский приезжает в Москву на годичную стажировку в МГУ. С 1970 года усадьба «Ясени» становится местом его постоянного паломничества.

Постепенно Звигильскому удалось собрать вокруг себя единомышленников из потомков русских эмигрантов, своих друзей, коллег, студентов, родственников и тех, кто им симпатизировал. В 1976 году была создана Ассоциация друзей Ивана Тургенева, Полины Виардо и Марии Малибран (Мария Малибран — сестра Полины Виардо, легендарная певица, женщина удивительной красоты и таланта, трагически погибшая в 28 лет: она упала с лошади и разбилась насмерть). Ассоциация поставила своей целью спасение «Ясеней» от разрушения и обветшания и создание музея И.С. Тургенева.

С января 1978 года усадьба принадлежит городу Сель-сен-Клу. В 1980 году тургеневское шале и вилла Полины Виардо были включены в дополнение к списку исторических памятников Франции и взяты под опеку государства как национальное достояние. С 1980 по 1983 годы в «Ясенях» осуществлялись реставрационные работы. Экспозиция создавалась силами ассоциации. Музей был открыт в честь столетия со дня смерти писателя 21 сентября 1983 года, а Звигильский стал его директором. Ассоциация друзей Ивана Тургенева, Полины Виардо и Марии Малибран устраивает в музее концерты, спектакли, выставки, симпозиумы, посвященные творческому наследию писателя и других деятелей мировой культуры.

Замечательный знаток творчества Тургенева и переводчик — профессор филологии А.Я. Звигильский издает «CAHIERS», что в переводе с французского означает «тетради», —ежегодный богато иллюстрированный литературно-музыкальный альманах, в котором публикуются новые исследования и материалы по творчеству Тургенева и шире — русской и европейской культуре XIX века. В издании вышло несколько статей о И.С. Тургеневе профессора ТвГУ И.В. Карташовой. «CAHIERS» является информационным центром членов ассоциации, единомышленников из 15 стран мира.

Хотя формально поместье «Ясени» принадлежит муниципалитету, местные власти заявляют, что у них нет средств на содержание его в надлежащем виде, и стараются снять с себя ответственность за исторический памятник. С момента официального открытия музея им занимается только Ассоциация, заключившая с муниципалитетом договор об аренде. К сожалению, число членов ассоциации уменьшается с каждым годом вместе с уходом из жизни потомков эмигрантов первой волны, в общем-то, он и существует благодаря бескорыстному труду Звигильского.

Тот мечтает расширить деятельность музея и принимать гостей не один раз в неделю, как сейчас, а четыре. Для этого необходимо оплачивать работу персонала. И нужно не так уж много: 6 — 7 тысяч евро в месяц, или около 70 тысяч евро в год. А пока единственными источниками доходов музея являются небольшие поступления от издательской деятельности и от экскурсий, на нужды же музея господину Звигильскому приходится вкладывать даже свои средства.

…Весна в апреле в Париже уже в разгаре. Гости из России смогли вдоволь полюбоваться весенней растительностью, окутанной маревом сиреневого, розового и лимонно-желтого цветения. На лужайках, окружающих поместье, распустились фиалки и примулы, оформленные в виде букетиков.

Культурная программа для участников конференции была насыщенной. Гости побывали в Российском посольстве на постановке Орловского государственного академического театра им. И.С. Тургенева по пьесе Н.В. Гоголя «Игроки». В единственном театре в мире, носящем имя писателя, регулярно ставятся спектакли по его произведениям.

В музее состоялись два музыкальных вечера, на одном из которых было представлено творческое наследие семьи Виардо: как оказалось, многие ее члены, в том числе и сама певица, были не только исполнителями, но и сочинителями музыки. Артисты из Франции исполнили романсы, пьесы и другие музыкальные произведения своих знаменитых земляков.

Члены конференции побывали также в замке Дюма Монте-Кристо и в музее Золя в городе Медане.

Сейчас музей И.С. Тургенева в Буживале переживает непростые времена: в 2003 году был расторгнут договор аренды с Ассоциацией друзей Ивана Тургенева, Полины Виардо и Марии Малибран. За защитой музея ассоциация обратилась в Российский фонд культуры. Проблемой занималась даже делегация во главе с депутатом Госдумы Константином Затулиным, направленная во Францию по инициативе мэра Москвы Юрия Лужкова. Ситуацию тогда удалось в какой-то степени разрешить, но опасность остается. Ассоциации принадлежат только экспонаты, но не здания. Не прекращаются попытки заинтересованных лиц подыскать для них гораздо более выгодное коммерческое применение, в частности в сфере гостиничного бизнеса.

Звигильский сознает, что впереди у музея велика вероятность судебной тяжбы, но он намерен защищать культурное достояние двух стран сколько хватит сил и очень надеется на поддержку друзей из России.





Поддержка сайта: